Бензиновое кольцо

  »   » Бензиновое кольцо
В России планируется уже второе в 2016 году повышение акцизов на бензин. Цены на заправках постепенно ползут вверх, а компании готовятся к трудным временам. О том, почему власти провоцируют скачок стоимости топлива и чего ждать в ближайшие месяцы, – далее.

На протяжении нескольких лет потребительские цены на бензин росли незначительно. По данным ФАС России, за 2015 год они увеличились на 4,8% при инфляции 12,9%. Многие ждали, что в связи с падением стоимости нефти начнет дешеветь и бензин. Однако этого не произошло.

«Цена на бензин, напомню, складывается из следующих составляющих: около 60% –налоги, акцизы, сборы; 15% – транспортные расходы; стоимость нефти – в среднем от 8–15 %; 10–17% – прибыль от реализации нефтепродуктов, – говорит директор обособленного подразделения по Удмуртской Республике ООО «ГЭС розница» (сеть АЗС «Газпром») Евгений Борисов. – Поэтому, когда нефть дешевеет, к примеру, с одновременным увеличением акцизов, конечный потребитель может и вовсе не заметить изменения цены. Она может даже немного вырасти».

Именно так и случилось в России. «В начале текущего календарного года власти пошли на повышение акцизов на бензин, – комментирует доктор экономических наук, профессор УдГУ Владимир Матвеев. – Главной целью чиновников было увеличение поступлений в федеральную казну более чем на 80 млрд рублей. Решение принималось в январе, после подписания главного финансового документа страны, что говорит о крайне тяжёлой ситуации в экономике России. В ближайшее время планируется ещё одно повышение акцизов – с 1 апреля. Налог на бензин станет больше на 2 руб., на дизельное топливо – на 1 рубль. Безусловно, изменения повлияют на цену в рознице».

По разным оценкам экспертов, как сообщает Владимир Матвеев, стоимость топлива увеличится на 5–8%. По самым пессимистичным прогнозам – на 10%. Цены на заправках будут повышаться постепенно в течение всего года».

Ситуация быстро меняется в худшую сторону как для операторов продаж нефтепродуктов, так и для рядовых потребителей. Об этом открыто говорят игроки рынка.

«Оптовая стоимость топлива неумолимо растёт, показатели уже значительно превышают уровень аналогичного периода прошлого года. Это значит, что постепенно бензин будет дорожать и на АЗС. Уже сегодня на некоторых станциях цена за литр АИ-92 достигает 34,9 руб., – комментирует директор розничного направления компании «ТЭНКО» Владислав Шутов. – Главная причина, конечно, в увеличении акцизов. Однако не последнюю роль сыграло и снижение экспортных пошлин. Для производителей гораздо выгоднее продавать топливо за рубеж, нежели отправлять на российские заправки».

В целом, по словам эксперта, для игроков рынка произошедшие изменения не стали неожиданностью. Власти заранее предупредили о своих намерениях. Другое дело, что подготовиться к росту оптовых цен невозможно. Максимум, что было в силах компаний, – запастись продукцией, закупить бензин на месяц или два вперёд. Однако спустя время всё равно пришлось бы адаптировать деятельность предприятия к современным экономическим условиям.

Между тем некоторые компании считают конкурентным преимуществом проведение различных акций по снижению цен. С помощью специальных предложений можно обеспечить постепенное привыкание клиентов к новым условиям. Таким методом воспользовалось ОАО АНК «Башнефть».

«В настоящее время на АЗС «Башнефти» в рамках акции действует скидка в 1,5 руб. на все виды топлива. Кроме того, в конце прошлого года запущена программа лояльности, которая позволяет постоянным клиентам ещё больше экономить на топливе», – отметил представитель компании.

О последствиях

Конечно, хочется верить, что государство отдаёт отчёт своим действиям и трезво оценивает, что увеличение акцизов на бензин не пройдёт бесследно.

«На эту тему уже высказывалось множество российских экономистов, и у каждого из них свой взгляд на происходящее. Есть мнение, что рост стоимости бензина может привести к увеличению доли на рынке так называемого «серого» топлива. Речь идёт о таком веществе, которое было произведено либо с нарушениями технологий, либо на формально неучтённых нефтеперерабатывающих предприятиях, – делится мнением Владимир Матвеев. – Кроме того, существует ещё и опасность того, что представители компаний договорятся между собой о ценовой политике. Топливный рынок в России олигополистический, то есть на нём представлено мало игроков, а значит, препятствий для сговора у них нет».

Что касается операторов продаж нефтепродуктов, то, по мнению Владислава Шутова, для них увеличение акцизов, скорее всего, обернётся снижением спроса на товар. «Уже сегодня можно говорить о том, что в премиальном сегменте произошёл некоторый спад покупательской активности. Если раньше клиенты выбирали комфорт и качественный сервис, то теперь для потребителя главным факторов является цена. В течение ближайших нескольких месяцев мы будем наблюдать отток покупателей из премиального класса в эконом», – заключил эксперт.

Евгений Борисов также отмечает некоторое снижение спроса. Причём не только в дорогом сегменте. «Данные в целом по розничному рынку реализации топлива говорят о том, что падение спроса в 2015 году было незначительным и составило порядка 3,7%. Я это связываю с общей экономической ситуацией в стране. Так, физические лица –автовладельцы, оптимизируя затраты на топливо, стали сокращать количество заправок, кому-то и вовсе пришлось отказаться от использования личного автотранспорта. Если говорить о различных предприятиях, то здесь также наблюдается снижение спроса. Это объясняется замедлением темпов строительства, торговли, производства строительных материалов, снижением объёмов добычи полезных ископаемых, уменьшением транспортного сообщения».

Пострадают первыми

Первыми, кто ощутит увеличение цен на бензин, будут транспортные компании.

«Проблема в том, что, несмотря на внешние факторы, заказчик не увеличивает ставки на перевозку грузов. Получается, что компания будет получать прежнюю плату, её расходы при этом возрастут. Соответственно, рентабельность рейсов окажется низкой, – рассказывает директор транспортной компании ООО «Февраль» Ольга Кузнецова. – Уже сегодня есть случаи, когда водители вообще отказываются от перевозок и начинают искать другие виды заработка. Работать в данной сфере с каждым годом становится всё сложнее. Стоит вспомнить хотя бы бурно обсуждаемую систему «Платон», которая наложила дополнительные финансовые обязательства на тяжелогрузы».

Ольга Кузнецова опасается, что в связи с увеличением стоимости бензина на рынке могут остаться только крупные транспортные компании – только они будут в состоянии адаптироваться к новым условиям работы. А небольшие фирмы при этом начнут закрываться.

Помочь в сложившейся ситуации могут преференции от государства. Ранее, например, велись разговоры о том, чтобы уменьшить транспортный налог для тяжелогрузов. Однако эта тема так и осталась на этапе обсуждения.

Марина Глухова


22.03.2016

Контактная информация

Удмуртская Республика

Представительство ГК «ТЭНКО» в Удмуртской Республике
426039 Россия Удмуртская Республика г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 298
Телефон: (3412) 908-010, 908-009, 908-008
Почта:

Реквизиты компании