Газ до отказа

  »   » Газ до отказа

В настоящее время в регионе функционирует около 200 АЗС. Так, «Лукойл» владеет около 40% всех автозаправок, «Башнефть» – 20%, а также по 6–8% АЗС находятся в собственности «Газпрома», «Татнефти», «Тэнко» и «Браверс». Есть и другие предприятия, но их доля незначительна. По оценке директора розничного направления компании «Тэнко» Владислава Шутова, львиную долю рынка розничных продаж топлива – около 75% – занимают федералы, местным же игрокам пока приходится довольствоваться лишь оставшимся небольшим куском «бензинового пирога».

Однако по прогнозам экспертов, уже в ближайшем будущем в данном сегменте возможно серьёзное перераспределение сил. Одной из главных причин таких изменений может стать появление нового крупного игрока. Недавно ООО «Паритет» презентовало новый инвестиционный проект, предполагающий строительство сети блочных автоматических автозаправочных станций (ААЗС).

«Наша компания оценивает дефицит АЗС в Удмуртии примерно на уровне 20% от установленных действующим законодательством нормативов. А если учитывать практику западных стран, то станций у нас вообще должно быть в 3,5 раза больше. Там на каждые 2, –3 тыс. жителей приходится одна заправка, – комментирует генеральный директор ООО «Паритет» Денис Лямин. – Мы уже согласовали с ресурсоснабжающими организациями и ГИБДД 28 земельных участков, на которых могут быть расположены ААЗС. В наших планах на ближайшие три года – введение в эксплуатацию более десятка станций».

Представители компании предложили городским властям заключить соглашение о муниципально-частном партнёрстве, предусматривающее предоставление земельных участков под строительство заправок нового поколения в аренду без проведения торгов.

Но член Инвестиционного совета Ижевска, депутат Гордумы Константин Котов сразу высказался против такой идеи. «Если люди хотят заниматься бизнесом, то пусть работают. Для чего в это вовлекать муниципальную власть? Объявим тендер, и компания примет участие в нём на общих условиях. Вдруг кто-то другой предложит более выгодную цену за землю», – говорит политик.

В настоящее время данный вопрос находится в стадии обсуждения. Интересно, что ООО «Паритет» ставит перед собой задачу войти в тройку лидеров среди предприятий Удмуртии, занимающихся розничной продажей топлива. Конкурировать компания намерена в основном за счёт максимально высокой скорости заправки (почти в три раза быстрее, чем на стационарных АЗС) и более низких цен благодаря сокращениям издержек. «Это невозможно. Стоимость топлива в большей степени складывается из цены на нефтепродукты. А возможности у лидеров, в частности «Газпрома», несравнимо выше, чем у независимых АЗС, – анализирует ситуацию Владислав Шутов. – Предполагаемая экономия ААЗС на зарплате персонала составляет меньше рубля на литр. Вместе с тем компания будет терять доход от продажи сопутствующих товаров, хотя именно на этом сегодня стараются заработать заправочные станции во всем мире».

Представитель ОАО АНК «Башнефть» более позитивно оценивает расширение рынка АЗС в Удмуртии и появление автоматических станций. «Это перспективный формат с точки зрения размещения в агломерациях с плотной застройкой и дефицитом свободных земельных участков. Однако многое зависит от месторасположения станций и конкурентной обстановки, которая в Ижевске и так уже достаточно напряжена», – заметил эксперт.

Помощь АГЗС

В настоящее время в Удмуртии действует более 30 газозаправочных станций. Из них четыре функционируют как автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Количество всех видов газовых заправок постоянно увеличивается, и те компании, которые начинают работать с этим видом топлива, повышают свою конкурентоспособность.

Это мнение подтверждает и представитель «Башнефти», где уже давно предоставляется услуга по заправке транспортного средства газомоторным топливом. На предприятии видят перспективы этого направления, так как спрос автовладельцев на данный вид горючего постоянно повышается. Активное участие в развитии сети АГЗС принимают республиканские власти. В отчёте о результатах деятельности правительства УР глава региона Александр Соловьёв заявил о значительном продвижении в решении задачи по развитию рынка газомоторного топлива.

«Подводя итоги 2015 года, предусмотренные антикризисным планом изменения нормативно-правовой базы в пользу инвесторов позволили упростить процедуру предоставления земельных участков для реализации инвестиционного проекта «Развитие сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории УР» с объёмом инвестиций около 700  млн рублей», – заметил глава Удмуртии.

Кроме того, за последние два года в республике был сформирован парк специальной техники, работающий на природном газе. По данным на конец марта текущего года, в Удмуртии 161 транспортное средство переведено на метан. Наиболее успешно с этой задачей справляются ИПОПАТ, «Удмуртавтотранс», а также ряд предприятий ЖКХ. Такие цифры предоставило Министерство промышленности и торговли Удмуртии.

Единственный фактор, который тормозит развитие рынка в настоящее время, – это слабая инфраструктура. Именно поэтому властями республики ещё в прошлом году было принято решение о выделении в аренду четырёх земельных участков в Ижевске, Воткинске, Глазове и Можге для строительства газозаправочных станций.

Укрепляют позиции

Помимо появления новых игроков на рынке и развития сети газомоторных станций активно расширяются действующие компании. В конце апреля татарская группа компаний «ТАИФ» (несколько заправок работает на территории Удмуртии) за счёт приобретения двух крупных активов существенно увеличила количество своих АЗС. Об этом на пресс-конференции заявил генеральный директор компании Альберт Шигабутдинов.

Напомним, что в прошлом году ГК «ТАИФ» получила контроль над ХК «Татнефтепродукт», чьи станции функционируют в Ульяновской, Самарской и Кировской областях, а также Удмуртской и Чувашской республиках. В настоящее время идёт работа над формированием единого бренда двух предприятий.

Есть возможность

Очевидно, что на рынке автозаправочных станций в Удмуртии есть перспектива для развития бизнеса. Подтверждает это внимание к отрасли предпринимателей всех уровней.

Спрос здесь рождает предложение. На одном из сайтов объявлений есть информация о продаже «работающего, рентабельного бизнеса», включающего 13 АЗС с полным ведением оперативного и бухгалтерского учёта и сформированной логистикой. Всего за 57 млн руб. продавец предлагает полный штат сотрудников и средний пролив на одну заправку – 2 т в сутки.

«Увеличение количества игроков на рынке будет способствовать росту конкуренции и более быстрому развитию сетей. Пострадают операторы с невысоким качеством услуг, а выиграют потребители. Наша компания будет только приветствовать этот процесс, –говорит представитель ОАО АНК «Башнефть». – В целом рынок АЗС в Удмуртии мы считаем сформировавшимся и близким к насыщению».

выносы

Львиную долю рынка розничных продаж топлива в Удмуртии – около 75% – на данный момент занимают компании федерального масштаба.

В настоящее время в Удмуртии действует более 30 газозаправочных станций. Из них четыре функционируют как АГНКС.

Марина Глухова.


02.06.2016

Контактная информация

Удмуртская Республика

Представительство ГК «ТЭНКО» в Удмуртской Республике
426039 Россия Удмуртская Республика г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 298
Телефон: (3412) 908-010, 908-009, 908-008
Почта:

Реквизиты компании